03/09/2008
Украину наводнили импортные товары, оплаченные за деньги, взятые в долг
у иностранных банков. Такой вывод можно сделать из последних данных
Госкомстата о международной торговле Украины. В первом полугодии
дефицит торгового баланса, то есть превышение импорта над экспортом,
достиг $9,85 млрд. Украина покупает больше, чем продаёт, уже четвёртый
год подряд, но нынешняя сумма – абсолютный рекорд: за шесть месяцев
2008 г. объём торгового дефицита подобрался к показателю всего прошлого
года – $11,4 млрд. Долговая яма
Это – тревожный сигнал. «Страны с отрицательным сальдо торгового
баланса в большей степени подвержены финансовым и валютным рискам», –
объясняет Фокусу аналитик компании «Миллениум Капитал» Виктория
Безверхая. Ведь валюты, полученной от экспорта украинских товаров, не
хватает на оплату растущего импорта, и эту разницу нужно покрывать из
других источников. «В нашем случае это в значительной степени
происходит за счёт внешних поступлений: иностранных инвестиций и займов
за рубежом», – объясняет эксперт Международного центра перспективных
исследований (МЦПИ) Александр Жолудь.
И пока в страну поступают инвестиции, а иностранные банки выделяют
кредиты, ситуация не представляет опасности. «Вопрос в том, что
произойдёт, если внешние поступления в страну по каким-то причинам
прекратятся», – говорит эксперт. Ведь за первое полугодие 2008 г. в
Украину поступило всего $6,2 млрд. прямых иностранных инвестиций – за
счёт этой валюты можно перекрыть отрицательное сальдо торговли лишь
частично.
Торговый негатив
С каждым годом негативное сальдо торгового баланса, то есть отставание украинского экспорта от импорта, становится всё больше
Ещё один способ покрытия дефицита – резервы Национального банка. В
первой половине 2000-х украинский экспорт серьёзно превышал импорт, за
счёт чего Нацбанк накопил на своих счетах валюты на $40 млрд. Но,
во-первых, невозможно бесконечно покрывать дефицит из резервов, не
девальвируя гривну. А во-вторых, сокращение золотовалютных резервов
центрального банка страны обычно трактуется иностранными инвесторами
как тревожный симптом, свидетельствующий о проблемах в экономике. Отток
капиталов и девальвация гривны приостановят рост доходов населения, а
ведь многие, беря в банках долларовые кредиты, рассчитывали на рост
собственных доходов в будущем.
Кто виноват
В резком увеличении импорта виноваты прежде всего три группы товаров –
нефть и нефтепродукты, автомобили, а также механическое оборудование.
Постоянные повышения цен на природный газ и нефть, которые Украина
ввозит из-за рубежа, вынудили многие предприятия приобретать,
опять-таки за границей, новое оборудование, позволяющее эффективнее
использовать ресурсы. А кредитный бум, который страна переживала в
2006–2007 гг., стимулировал рост импорта автомобилей.
В ближайшие годы ситуация по всем этим товарным группам к лучшему не
изменится. «Предпосылок к снижению цен на импортируемые энергоносители
нет. К тому же главный поставщик газа – компания «Газпром» делает всё,
чтобы сохранить тенденцию к росту цен», – сказал Фокусу руководитель
энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. А поскольку
Украина не сумела наладить поставки из альтернативных источников,
теперь она всецело зависит от ценовой политики российских монополий.
Нет причин и для сокращения автомобильного импорта. Наоборот, дилеры
уверены, что он будет только расти. «В будущем году мы ожидаем роста
продаж импортных автомобилей в Украине. Хотя рост не будет настолько
стремительным, как на протяжении последних двух лет, – сказал Фокусу
директор по маркетингу компании VIPOS Руслан Олефир. – Во-первых,
банковские кредиты стали менее доступными, во-вторых, есть эффект
снижения ввозных пошлин после вступления страны в ВТО».
А перспективы развития отечественного автопрома пока туманны, ведь
снижение пошлин на импортные автомобили с 25% до 10% уменьшает
привлекательность производства внутри страны и стимулирует импорт.
«Работающие в Украине производители автомобилей рассчитывают на льготы
со стороны государства, – отмечает Руслан Олефир. – Однако пока это
только надежды, поскольку конкретных шагов по стимулированию
отечественного производства автомобилей власти не предприняли».
Лакомства заморские
В
2007 г. Украина превысила допустимый для продовольственной безопасности
30-процентный уровень импортозависимости лишь по трём позициям. Но в
этом году к ним может добавиться мясо
|
71,1%
|
64%
|
56,5%
|
11,5%
|
4,8%
|
2,9%
|
Рыба и
рыбопродукты
|
Плоды, ягоды
и виноград
|
Масло
растительное
|
Мясо и
мясопродукты
|
Хлеб и
хлебопродукты
|
Овощи и
баштанные
|
Источник: Министерство экономики Украины
![Оставьте комментарий](/kom.png)
|